Пе-8 -> Тяжёлый бомбардировщик
Проектирование самолета АНТ-42 было начато в июле 1934
г. бригадой В.М.Петлякова под руководством А.Н.Туполева. Большая роль в
создании самолета принадлежит инженеру Иосифу Фомичу Незвалю. Схема -
тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, развитие конструкции ТБ-3 и в то
же время - очень большой шаг вперед по сравнению с ним. Обшивка его
стала полностью гладкой, схема - среднепланной, шасси - убираемым.
Конструкция - цельнометаллическая, в основном из дуралюмина Д16, по типу
самолета СБ, но размеры вдвое больше. В нем были те же ферменные
лонжероны крыла с полками из труб стали 30ХГСА (впервые в СССР), те же
V-образные профили в нервюрах, шпангоутах и стрингерах, заклепки - с
чечевичной головкой. Фюзеляж - полумонокок овального сечения с большим
бомболюком под центропланом. Ввиду отсутствия в то время подходящих
высотных двигателей было принято довольно оригинальное решение - к
четырем двигателям самолета добавить еще один, исключительно для
вращения центробежного нагнетателя, обеспечивающего наддув и высотность
четырех двигателей. В июне 1935 г. были отработаны технические
требования на агрегат центрального наддува (АЦН). Первый экземпляр
самолета был выпущен осенью 1936 г. Первый полет (М. М. Громов и Н. С.
Рыбко) состоялся 27 декабря, без включения АЦН, и только 11 августа 1937
г. был выполнен полет с четырьмя двигателями АМ-34ФРН по 930/1200 л. с.
и одним двигателем М-100 в 850 л.с. с включенным АЦН. На высоте 8000 м
самолет показал скорость 403 км/ч и достиг потолка 10800 м. Отмечалось,
что самолет на большой высоте превосходит по скорости все известные
тяжелые бомбардировщики и сравнялся с лучшими истребителями.
Проектирование самолета-дублера было начато в апреле 1936 г., а первый
полет его состоялся в июле 1938 г. В соответствии с замечаниями,
выявленными за время испытания опытного самолета, конструкция дублера
была улучшена. На самолете были установлены двигатели АМ-34ФРНБ (на
первых серийных АМ-34ФРНВ) и АЦН с М-100А. Масса пустого самолета
увеличилась на 635 кг, емкость топливных баков возросла с 8250 до 8750
кг. Летно-технические данные изменились мало, и дублер был принят в
качестве эталона для постройки опытной серии в 5 экземпляров. Диапазон
полетной массы в эксплуатации самолета был установлен от 24000 до 32000
кг. Рекомендовано было центральный наддув заменить индивидуальной
установкой турбокомпрессоров на каждом двигателе АМ-34ФРНВ. Всем было
ясно, что самолет очень хорош, что создан первый высотный скоростной
бомбардировщик, полностью отвечающий требованиям своего времени и
предвосхитивший развитие этого класса самолетов на несколько лет вперед.
Но этот бомбардировщик нуждался в надежных двигателях достаточной
мощности и высотности.
Таким двигателем для него оказался высотный АМ-35А в 1200 л.с. С
этими двигателями самолет ТБ-7 с 1940 года начали строить серийно.
Ответственным за серийное производство был назначен главный конструктор
завода И. Ф. Незвель. После гибели В.М.Петлякова в 1942 г. за самолетом
утвердили название Пе-8. Размеры и конструкция самолета не менялись за
время его существования. Размах крыла 39,01 м, площадь его 188,68
квадратных метров , длина самолета 23,59 м, площадь горизонтального
оперения 29,28 квадратных метров, вертикального 11,30 квадратных метров,
ширина фюзеляжа 1,6 м, высота его 2,5 м. Шасси с двухстоечной
амортизацией, убираемое в мотогондолы движением назад, колеса 1600х500
мм, хвостовое - 700х300 мм, неубираемое. В носовой части фюзеляжа
вращаемая пулеметная башня с двумя пулеметами ШКАС, два тяжелых пулемета
БТ в стрелковых установках за мотогондолами и две пушки ШВАК-20 в
кормовой установке и в фюзеляжной за задним лонжероном крыла. В кабине
летчиков их места расположены одно за другим и закрыты продолговатым
фонарем, немного сдвинутым к левому борту. Вооружение было выбрано не
сразу, первоначально преобладали легкие пулеметы ШКАС, потом их
постепенно заменяли тяжелыми УБТ и пушками ШВАК. Серийный самолет
выпуска 1941 г. с двигателем АМ-35А имел массу пустого самолета 19986
кг, полетную 27000 кг в нормальном состоянии и 35000 кг в перегрузочном;
его полная нагрузка составляла 15014 кг, весовая отдача 42,9%, экипаж 8
- 11 человек. Полный запас топлива вначале 10800 кг, позднее был доведен
до 13025 кг, масла - до 670 кг, бомбовая нагрузка нормальная 2000 кг, с
перегрузкой 4000 кг.
Для самолета Пе-8 (начиная с него) при взлете стала учитываться не
длина разбега, а взлетная дистанция с преодолением препятствия высотой
15 м. Длина ее была в зависимости от двигателей и полетной массы 1100 -
2300 м. Пробег был в среднем 580 м. Двигатели на Пе-8 ставились
различные: на первых серийных самолетах АМ-34ФРНВ с АЦН-2 (замененные
позднее на АМ-35А), затем АМ-35, на которых планировалось установить
турбокомпрессоры (но сделано это не было), потом были АМ-35А, дизельные
М-40 и М-30 (позже замененные на большинстве самолетов на АМ-35А), М-82
и дизельные АЧ-30Б. В единичных случаях были и другие моторы: М-105,
АШ-82ФН (1946 г.). Топливные баки располагались в крыле - в центроплане
пять баков между лонжеронами крыла, в консолях - по пять баков между
лонжеронами и по два бака в носках, а всего 19 баков. С двумя тоннами
бомб при полной заправке максимальная дальность полета Пе-8 составляла:
с моторами АМ-35А - 3600 км, с М-40 или М-30 - 5460 км, с М-82 - 5800
км. В особых случаях дальность полета могла быть и больше . Например, в
перелете Э. К. Пусена 24 - 30 мая - 2 июня 1942 г. в Англию и в США и
обратно с дипломатической миссией. Для этого перелета были установлены
дополнительные баки и кислородные баллоны. В самолете было бронирование:
две бронеспинки сидений летчиков и той же толщины (9 мм) небольшие
плитки для защиты штурмана и стрелков в мотогондолах. Самолет ТБ-7
(Пе-8) создавался и входил в жизнь в трудных условиях неполной ясности
вопроса о том, в какой мере необходим нам тяжелый стратегический
бомбардировщик при условии, что на него идет много стратегического
дуралюмина. Тем не менее самолет ТБ-7 оставил заметный след в истории
нашей авиации. На нем летали бомбить Берлин в первые месяцы войны.
Авиация дальнего действия (АДД) выполнила ряд операций на этих
самолетах. На ТБ-7 впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты
5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали
скорее тактические, чем стратегические. В мае 1943 г. на нем бомбили
Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. 5-тонные бомбы сбрасывались
на немецкую ударную группировку. После войны Пе-8 служили как
транспортные для перевозки спецгрузов и применялись в Арктике, причем
взлетная масса их достигала 35 т и весовая отдача была более 50%.
Конструкция Пе-8 была в своем роде последней с трубчатыми лонжеронами,
закрытыми профилями, внутренней клепкой, ручной выколоткой, уже
отжившими свое время. Внедрялся новый - плазаво-шаблонный способ
производства самолетов, и цельнометаллические конструкции менялись в
соответствии с ним, но это осуществлялось уже в других самолетах. В 1944
г. был построен пассажирский вариант Пе-8 для спецрейсов, с салоном на
12 человек и трехместной спальной кабиной. Двигатели АЧ-30Б. Отличия от
серийных Пе-8: снята верхняя пушечная установка, на вертикальном
оперении сделан форкиль. Испытывался в апреле 1945 г., но по назначению
так и не использовался.
|
|